Автомобильная травма
Автомобильной травмой называют механические телесные повреждения, причиненные в процессе дорожно-транспортного происшествия частями движущегося автомобиля или возникшие при падении из движущейся машины. Судебно-медицинскую экспертизу трупа следует начинать с тщательного исследования одежды для обнаружения на ней (или исключения) признаков перекатывания колес — отпечатков протектора, отпечатков различных деталей автомашины, наличия смазочных веществ, загрязнений с дорожного покрытия. Большое значение могут оказать признаки скольжения на подошвах обуви в виде линейных полос. Применение физико-технических методов исследований помогает выявить на одежде невидимые следы происшествия. Контактно-диффузионным методом можно обнаружить на одежде металл, отложившийся при ударе частями машины, в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах увидеть и сфотографировать различные загрязнения смазочными маслами и т. п.
Типичные для ДТП повреждения:
- отпечатки на коже радиатора, решеток, прикрывающих их, ободов фар;
- отпечатки протектора на коже;
- бампер переломы. Последние располагаются на костях человека в зависимости от высоты бампера от дорожного покрытия. При ударах бампером легковой автомашины ломаются поперек кости голеней, современных грузовых машин - бедра, таз;
- множественные двусторонние двойные переломы ребер, часто приводящие к уплощению грудной клетки, возникающие при перекатывании колес через грудь;
- переломы костей свода и основания черепа, уплощение головы, которые наблюдаются при перекатывании колес через голову;
- отслойка кожи, образование карманов, заполненных кровью, образующиеся при перекатывании колес через грудь, спину, конечности.
При ударе автомашиной и отбрасывании ею жертвы возникают повреждения, связанные с ударом, падением: ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, переломы костей, повреждения внутренних органов - разрывы, размозжения.
Степень выраженности повреждений зависит от обстоятельств и механизма их образования.
Механизмы ДТП:
- травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (удар автомобилем);
- травма от переезда колесом;
- травма от выпадения из движущегося автомобиля;
- травма от воздействия внутренних частей автомобиля (травма внутри автомобиля);
- травма от сдавления тела между автомобилем и другими предметами
- комбинированные виды травмы;
При ударе автомобилем можно выделить следующие фазы: столкновение частей автомобиля с телом, падение тела на автомобиль, отбрасывание тела и падение его на грунт, скольжение тела по грунту, а при переезде такими фазами могут быть: соприкосновение колеса с телом, толкание (переворачивание) тепа колесом, въезд колеса на тело, перекатывание колеса через тело, волочение тела.
При травме от столкновения движущегося автомобиля с человеком (ударе автомобилем) основным механизмом образования повреждений является удар частями машины и сотрясение тела.
Первичный удар частями передней поверхности легкового автомобиля (бампером, облицовкой радиатора, фарой, передним краем капота) наносится на уровне голеней, бедер, таза, после чего пострадавший падает на данную машину и получает повреждения головы, груди от вторичного удара о капот, стекло ветрового окна и другие части кузова, а затем — на дорогу, обычно ударяясь головой о дорожное покрытие. Первичный удар грузовым автомобилем, особенно с вагонной компоновкой кузова (плоской): автобусом, троллейбусом - наносится чаще всего по груди и голове (то есть намного выше центра тяжести тела), после чего пострадавший сразу падает и ударяется о покрытие дороги.
Таким образом, при ударе движущимся легковым автомобилем на теле пострадавшего пешехода выявляются 3 группы повреждений: от первичного удара, от вторичного удара частями машины, и от удара о дорогу. При столкновении с грузовым автомобилем обычно имеется 2 группы повреждений: от первичного удара частями автомобиля и от удара о дорог.
От удара бампером легкового автомобиля возникают бампер повреждения голеней: ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, переломы берцовых костей. Повреждения от удара фарой локализуются в тазобедренной области и имеют вид кровоподтеков округлой или дугообразной формы. Обширные кровоподтеки в этой же области тела возникают обычно от ударов передним краем капота или крылом автомобиля.
Падение на покрытие дороги после удара автомобилем сопровождается повреждениями головы и конечностей. При этом образуются ссадины и ушибленные раны на выступающих частях лица и головы, на тыле кистей, в области локтевых и коленных суставов.
Иногда на одежде пострадавшего можно выявить повреждения и загрязнения, повторяющие контуры ударяющей части автомобиля, а на подошвах обуви — следы скольжения, направление которых прямо противоположно направлению удара.
Основным механизмом образования повреждений у водителя и пассажира при травме в кабине автомобиля является удар о внутренние части салона и сотрясение тела. При лобовом столкновении тела водителя и пассажиров смещаются вперед (если они не были закреплены ремнями безопасности) и ударяются голенями и областью коленных суставов о приборную доску, а головой — о ветровое стекло или о его рамку. Грудь и живот водителя, кроме того ударяются о рулевое колесо.
Для водителяхарактерны повреждения: в момент столкновения водитель упирается правой ногой в педаль, вследствие этого у него на подошве обуви образуются следы от сдавления, наложения. Эти следы повторяют структуру поверхности педали. Если следы не определяются, то необходимо осмотреть обувь в ультрафиолетовых лучах. За счет смещения ноги вперед, происходит, очень часто, отрыв каблука обуви от подошвы, а также разрыв носка обуви. На подошвенной поверхности стопы не редко обнаруживаются обширные кровоизлияния. Не редко возникают переломы костей стопы, в таких случаях исследование стопы обычно бесполезно, так как необходимо исследовать каждую кость отдельно. Вследствие этого необходимо провести рентгенологическое исследование. Возникают локальные переломы коленного сустава, за счет удара о нижний край панели приборов управления. Уровень данных повреждений очень зависит от роста человека, а точнее от длины ног. У низкого человека могут быть переломы надколенника, а у высокого – мыщелков бедра. Характерны повреждения в области грудной клетки в виде дугообразной ссадины, кровоподтек или раны. Возникают они из-за удара грудной клетки о рулевое колесо. Возникают повреждения на кистях рук – за счет того, что водитель держит рулевое колесо. При этом наблюдаются разрывы между первым и вторым пальцами, ссадины и кровоподтеки на ладонной поверхности кистей. Повреждения у водителя обычно менее травматические, чем у пассажира, вследствие того, что тело водителя меньше смещается чем тело пассажира.
У пассажира вышеперечисленные повреждения не встречаются, у него наблюдаются иной комплекс повреждений: множественные резаные раны на руках и лице – за счет повреждений тела о лобовое стекло. Повреждения кожи лица и костей лицевого скелета. За счет того что тело пассажира менее фиксировано чем тело водителя, оно может оказаться за пределами автомобиля, и следовательно на теле будут множественные дополнительные повреждения за счет удара о дорогу, выступающие предметы вне автомобиля, будут следы волочения и т.д. Если тело было закреплено ремнями безопасности, то в области плечевого пояса, на груди и иногда животе могут образоваться полосовидные кровоподтеки, ссадины, иногда переломы ребер, ключиц, разрывы грудино-ключичных суставов, у водителей более выраженные в области левого предплечья, а у пассажира переднего сиденья — в области правого.
Травма от переезда колесами автомобиля обычно сочетается с предшествующим ударом по телу пешехода или выпадением пассажира из движущейся машины. Основными механизмами образования повреждений при переезде являются последовательное сдавление тела, а также растяжение тканей. Специфическими для переезда загрязнениями и повреждениями являются отпечатки рисунка протектора колеса. Отпечатки можно обнаружить на одежде и теле. Отпечатки рисунка протектора колеса позволяют устанавливать вид автомобильной травмы, положение тела в момент переезда, тип и марку, а иногда (после трассологической экспертизы) и конкретный экземпляр колеса, совершившего переезд. В месте въезда колеса на тело происходит отслойка кожи с подкожной жировой клетчаткой от подлежащих тканей с образованием карманов, заполненных кровью. Кожа при этом иногда разрывается и возникает обширная, скальпированная рана. Переезд через голову колеса тяжелой автомашины приводит к ее полному разрушению с множественными оскольчатыми переломами черепа, размозжением и выдавливанием головного мозга из полости черепа, что сопровождается деформацией (сплющиванием) головы. Такая деформация нередко отмечается и при переезде через грудь из-за множественных переломов костей грудной клетки. На одежде, кроме отпечатков рисунка протектора колеса, нередко образуются характерные для переезда повреждения в виде обширных протяженных разрывов, чаще проходящих по швам, или маслянистые загрязнения от воздействия низко расположенных частей автомобиля.