Общие особенности немецкой классической философии.
Временные рамки: последние два десятилетия 18в. и трех первых 19в. За 50 лет была создана классическая ф. В этой связи можно отметить, что во всей истории ф. существовала два классических периода: греческая и немецкая. В истории существовало два выдающихся мыслителя и систематизатора: Кант и Гегель. Обе формы идеализма в рамках классической ф. достигли высших форм развития. Данная ф. отличается максимальной степенью обобщения действительности. Это самое абстрактная ф. Отличается в тоже время строгой теоретичностью, в особенности произведения Гегеля. Основные заслуги Германской ф., заключаются в создании классической теории: - теория развития (диалектика); - теория познания; - этика; - эстетика Гегеля. Немецкая классическая ф. была представлена большой группой достаточно сильных мыслителей: Фейербах, Вольф, Лессинг.
Философия Канта.
Кант (1724 –
1804). Разносторонний мыслитель, литератор, теория происхождения солнечной
системы из газовой туманности, теория Канта – Лапласа. Основные достижения
Канта теория познания (гносеология) и этика. Основные положения идеи теории
познания. Главная работа “критика чистого разума”. Главной целью данной
работы является исследование законов человеческого разума, т.е. субъективной
диалектики, Кант обосновывает, что познание является главным видом человеческой
деятельности, и данное положение фундамент обосновывается. Познание связано с
освоением всего человеческого опыта конкретным человеком. С познанием связана
возможность отождествления или совпадения каждого отдельного человека со всем
человечеством и в этом заключается потенциал человека и его безграничные
возможности. Формирование личности связано с познанием, т.е. личность
формируется в процессе освоения человеческого опыта. Кант ставит вопрос о диалектике
познания, говоря о двух понятиях: субъект и объект познания, эти понятия
составляют диалектическую противоположность, противоречие познания. Суть этой
диалектики: ведущим началом, источником познания является не объект, а субъект
познания. Именно субъект преобразует объект, обстоятельство субъект подчиняет
себе объект и переводит энергию объекта, в свою собственную. Ставится вопрос о
структуре субъекта познания. Здесь выделяются два уровня:
- Психологический уровень познания. Здесь имеется в виду качество органов чувств и соответствующие задачи (чувствительность, любознательность и т.д.).
- Доопытный уровень,
врожденный (трансцендентный). Это уровень, в котором существуют такие задатки
как чувство пространства и времени, чувство дома и т.п.
Одним из важнейших вопросов теории являются такие как вопрос о ступенях, этапах познания, о критериях познания. Познание состоит из 3-х этапов: - этап чувственного познания; - этап рассудка, умственной деятельности; - разум. Критерием познания является практика, связанная с преобразованием человеческого разума. Высший критерий познания – этап преобразования человеческого разума. Создание в голове человека новых идеальных объектов, идей и понятий, в особенности таких идей, которые являются ведущими в развитии всего человечества, идея бога и др. идеи. Идеи и являются границей познания, пределом. Кант первый кто обозначает границы познания. В тоже время возможно и полное познание действительности. Такое познание возможно с теми объектами, которые создал сам человек. Кант определяет данные объекты познания как «вещи для нас». Это понятие отражает мир, существующий за пределами идей, как мир противоположный человеку, мир непознанного. Ведущие идеи являются источником и основой веры.
Философия Гегеля.
Выразителем завершения и окончательного оформления немецкой философии был Гегель. Он создает систему объективного идеализма. В этой связи отметим, что в философии было две системы объективного идеализма: 1)Платон 2)Гегель
«Феноменология духа», «Наука логики» — работы Гегеля. 1-я работа посвящена онтологии (структуре мира). 2-я – теория развития, диалектика. Кант исследовал …, т.е. субъективную диалектику, то Гегель ставит проблему исследования всеобщего духа, объективной диалектики. Основа всей реальности — объективная диалектика, Гегель призывает верить во всеобщий дух и обосновывает существование всеобщего разума: бесконечностью человеческого мышления и саморазвитием понятий. В основе учения Гегеля лежит учение об абсолютном разуме, который и является источником всеобщего развития, поэтому центральной идеей системы Гегеля является идея развития. Развитие носит двусторонний характер, определяется двумя встречными движениями: с одной стороны развитие идет от абсолютного разума к природе и от природы к обществу с др. стороны от понятий к философии, которая должна включать и данные всех наук и религию, и нравственность, к абсолютному разуму. Развитие в своей внутренней структуре противоречиво. В ф-кой системе Гегеля всякое развитие заключено в триаде. Если движение есть взаимодействие, то развитие есть триада: тезис, антитезис и синтез. В системе Гегеля заложено внутреннее противоречие: Гегель считал свою систему абсолютно завершенной, он считал, что это и есть конец философии, с другой стороны он провозглашал принцип всеобщего и постоянного развития, а в итоге получается что данный принцип развития неприменим только к его системе.
Вывод: немецкая классическая Философия явилась завершением традиционного идеализма, существовавшего со времен немецкой философии, после греческой философии идеализм выражался в плюралистических, мелких течениях и не претендовал на то, чтобы выразится в ф-ких системах, поэтому в современной философии 20в, хоть она и была в основном идеалистична, за 170 лет не было попыток создания идеалистичных систем.