Средневековая Философия.
Главной
особенностью средневековой Ф. является то, что она преимущественно религиозная.
Данный период является самым продолжительным в истории Ф. В рамках этого
периода происходило ф-кое осмысление главной человеческой идеи. В этот период
происходило государственное утверждение христианства в качестве господствующий
религии. В этот период, господство религиозной Ф. выражало стремление к преодолению
раздробленности человеческого общества. Нередко в литературе данный период
рассматривается с негативных позиций. Т.е. утверждается, что Ф. этого периода
была служанкой религии, поэтому он является слабым, незначительным в истории Ф.
Такую оценку давала марксистская Ф. В этой связи марксистская Ф. является
атеизмом (отрицание идеи бога). В целом же средневековая Ф. является
значительным вкладом в развитие мировой Ф., т.к. здесь были созданы новые философские
теории, разработаны и формализованы новые Ф. понятия. Основные идеи
средневековой Ф. были созданы на основе Ф. и диалектического осмысления такого
источника как библия и прежде всего нового завета. Основополагающей идеей
является идея единого бога в его троичной структуре. Т.о. была обоснована идея
единого духовного основания всего человечества и отвергнута идея духовного
плюрализма как множественности духовных оснований человечества. Т.О.
утверждается идея монотеизма из идеи монотеизма вытекает идея теоцентризма :
- божественная сущность находится не за пределами мироздания, а в центре его.
- Божественная сущность распространяется на всю действительность, включая и
природу и человека.
Это и есть пантеизм, т.е. природа одухотворена. Следующая
идея которая была порождена – это идея творчества, Именно в рамках данной Ф.
эта идея была выражена наиболее полно:
- в мире существует творческое начало
т.е. источник творчества, но в то же время источником творчества объявляется
бог Демиург. Т.е. в мире существует единый источник творчества. Сам мир
является результатом творческого начала.
- творчество характерно для всей
действительности, оно является универсальным свойством всей действительности, в
особенности такое существо как человек.
- В рамках концепции творчества
обосновывается в качестве универсального числа – число 7, выражающее полный
замкнутый цикл творчества.
Т.о. исходя из этого мы видим то, она в качестве самого универсального числа обосновала число 137.(С точки зрения современной науки данная концепция подтверждается). Т.о. религиозная Философия делает попытку органического соединения религии и науки, конечным результатом является сознание. Теологической концепцией Ф.Аквинского, который совершил переворот в том смысле, что соединил науку и религию.
Идея истины (откровения). В действительности существует единый источник всех знаний, т.е. существует божественная истина (Логос). Логос – непосредственное слово божье. Существует связующее звено между Логосом и людьми. Это звено называется богочеловек (По сути дела это есть сын божий). Эта идея утверждает, что всегда среди людей есть избранные. Те люди, которые обладают способностями первоначального восприятия слова божьего, конечным пунктом реализующим идею откровения является религиозная вера всего народа. Главным объектом этой философии является не действительность как таковая, а текст библии, поэтому эта Философия определяется, как патристика (т.е. наука изучающая библейские тексты).
3. 1)Августин (блаженный) родоначальник средневековой философии (4в.) в то время когда практически и окончательно были написаны все тексты библии. Августин в рамках этой философии создает ряд теоретических учений, и обосновывает определенные идеи. В частности его Философия исходит, основывается на учении о красоте, где он вслед за Платоном на основе библии пытается доказать объективность идеи красоты. Главное, что красота основана на творчестве, результатом чего является гармония. Источником творчества является воля. В воле и проявляется, прежде всего, свобода человека. Августин первый из философов ставит проблемы свободы человека (одним из первых). Свобода связана с выбором. Выбор есть воля. Человек не ограничен в плане выбора. Он постоянно выбирает, поэтому постоянно свободен и главная проблема свободы заключается в выборе между добром и злом. Августин также является основателем концепции социального, человеческого времени. Он выдвигает идею абсолютности и относительности времени. Т.е. с одной стороны время абсолютно, направляемо, контролируемо во всей его троичной структуре, прошлого, настоящего и будущего. Время абсолютно только в связи с божественной сущностью, время относительно. Относительность времени связана с жизнью человека. Здесь относительность времени проявляется в том, что человеку подвластно только настоящее время, т.е. один из трех элементов структуры времени – настоящее. Прошлое и будущее в человеческом времени являются частями настоящего, формами настоящего времени. Прошлое время как часть настоящего выражается, прежде всего, в человеческой памяти. Будущее время как часть настоящего выражается в человеческой надежде и вере.
Проблема человеческого времени снимается, разрешается любовью. Любовь – главный критерий времени. Она растворяет время в бесконечность. Фома Аквинский завершает развитие средневековой философии как Аристотель древнегреческой. Он является систематизатором всей средневековой философии (13в.). Он является также основателем новой мыслительной системы, которая возникает на стыке философии, науки и религии. Эта система называется теологией, которая по своему объему значительно выше, чем Философия. Ведущим началом в этой системе является религия. Позже возникает новое понятие – теософия. Есть также система синтеза науки, религии и философии, но здесь ведущим элементом является Философия (поэтому теософия). Теология есть универсальное учение, выражающее логику постижения божественных истин. В узком смысле теология есть патристика. Теологическая логика заключается: - прочтение двух изначальных книг: 1) книга природы, также написанная божественной сущностью, но не раскрытая для человека (человек должен сам ее раскрыть). Т.е. идея всестороннего изучения природы и развитие естествознания. 2)Книга, созданная самим человеком, это и есть вся история философии, т.е. человек должен знать всю философию. Конечным пунктом этой логики является человеческая воля, выраженная в том, что человек должен доводить до конца все дела, которые он начинает. Т.е. в этой системе объединяются вера, этика, весь комплекс научных знаний, включая и религиозную философию.