Неклассическая западная Философия 19 века
Философский позитивизм.
Данная Философия является
новой формой рационализма (Декар). Позитивизм – есть преимущественно социальная
Философия. Основоположниками этой философии является Кант и Спенсер, поэтому
социология вытекает из позитивизма. Основная работа: «Курс позитивной философии»
Канта. Социальным источником данной философии является Великая французская
революция, которая породила насилие и хаос. Поэтому главной задачей новой философии
и являетя создание эволюционной философии общества исключающей революции (Философия
револютивизма). По сути дела револитивизм в качестве противопложника
марксистской философии, которая обосновывает необходимость революционных преобразований
общества. Каковы исходные положения данной философии. Главным объектом философии
является не мир в целом, а человечество как единое целое. Человечество является
высшим существом и существом мистическим, где существуют два противоположных
мира. Мир разума и мир чувств, поэтому необходимо обосновывать синтез между
двумя этими мирами. В этом синтезе ведущим началом должен быть мир разума те, в
новых условиях повторяется положение , что миром правят идеи. Прогресс общества
определяется умственным прогрессом – базис общества – это есть образование и
наука – это есть всеобщий дух пораждается человечеством. В то же время существует
и проблема деформации всеобщего духа – это деформация «замутнение всеобщего
духа». Происходит посредством революции, т.к. революции разрушают структуру
единого человеческого организма. Обоснованием необходимости позитивной философии
было объяснено 3-мя основными стадиями развития человечества:
- теологическая
стадия
- метафизическая – это стадия современного человечества. Это тяготение людей
к демократии, либерализму, к абстрактным формам мышления и др.
- позитивная –
которая сменяет вторую. Человечество живет в переходе от 2-й к 3-й стадии человечества.
Метафизическая стадия базируется на основе наук. По сути дела позитивизм
является источником науки управления – менеджмента. Энергетика – наука о самоорганизации.
Теория систем (2-я пол ХХв) и теория системно-структурного анализа. Вывод:
- позитивизм является выражением прежде всего синтеза всех наук, философские
науки.
- позитивизм также является
источником возникновения многих наук: социология, энергетика, теория систем и
др.
Итак, позитивизм выразил в высшей форме законы развития человеческого разума применительно к самой человеческой жизни.
Философский иррационализм.
Данная Философия является
противоположной позитивизму. Философский иррационализм – это
- критика
абсолютизации роли человеческого разума в развитии общества.
- Иррационалисты
считают, что чрезмерная вера в человеческий разум ведет к стремлению людей полностью
познать законы общества, что в принципе невозможно.
- Рационализм подталкивает
людей к коренному изменению общества, хотя позитивизм тоже был против
революции, но иррационалисты увидели в аппозитивизме возможность революции.
Иррационалисты считают, что и Марксизм и позитивизм как 2 разные формы иррационализма являются скрытым источником зла.
Основные положения философии жизни: Главным объектом своей философии иррац. Как и позитивисты считают единое человечество, поэтому иррационализм скрывает другую сторону жизни единого человечества. Противоречие между миром разума и миром чувств в принципе неразрешимо и поэтому существует только определенное «снятие» этого противоречия. Это противоречие разрешается только на уровне человеческой воли, поэтому главной категорией этой философии является воля как базисное понятие этой философии. Итак, противоречие между миром разума и чувств разрешается волей жизни. Поэтому данная Философия и называется ф-фией жизни. Если брать все человечество, то оно представляет из себя в сущности хаос, т.к. человечество есть ничто иное как бесконечное кол-во различных воль. Т.е. в рамках единого человечества не существует единого источника воли. Отсюда зло в жизни общества неискоренимо и является вечным спутником человечества. Отсюда главным свойством человека является пессимизм, т.е в сущности человек – вещество пессимистическое. Из этого положения 2 основных варианта выхода:
- заключается
во внутренней работе человека надо собой и финалом этой работы должна быть
выработка безмятежности.
- В реализации волей во вне за счет попыток людей
установить определенных реорганизаций в обществе.
Решение главной проблемы человеческой жизни, т.е. 1 обязана не просто волей к жизни, а с волей к власти (к политической), т.е. высшей формой трудоволия является стремление к политической власти, отсюда зарождается идея – бог умер, т.е. возникает вера в политич. Власть, вера в сверхчеловека, т.е. возникает ситуация порождения богов на земле и это является главным средством преодоления человеческого хаоса, создания порядка. Т.о. Философия Ницше заключает в себе следующее: вера людей в политику и в политических лидеров является самой опасной человеческой иллюзией, т.е. это обстоятельство связано с созданием богов. В тоже время другого противовеса человеческого хаоса не существует. В сущности Философия жизни является самым гениальным предупреждением человечеству и в этом его значение. Не следует считать философию Ницше источником. Т.о. философию жизни можно считать одной из самых высших форм иррациональной философии.