Общие особенности философии Возрождения.
XV-XVI вв. –
исторические границы данного периода. Родина этой философии Италия, Нидерланды
и др. страны Запада. Ф. Возрождения есть
попытка возродить Греческую ф. И науку как основу светской культуры, в
особенности внимание уделяется ф. Аристотеля. Т.к. он систематизировал все
науки, заложил основы многим наукам, таким, которые актуальны в наше время
(например, экономика и политика). Причины появления ф. Возрождения – к концу XV
в. в Европе накопились значительные недостатки эпохи средневековья. (груз
антисоциальности, груз плебейства), которые и становятся препятствием для развития
общества. Появилась масса людей ограниченных как в материальном благополучии,
так и людей социально пассивных, лишенных человеческого достоинства, и в тоже
время в обществе возникли предпосылки перехода к новым формам цивилизации.
Данные тенденции развития общества были восприняты передовыми слоями
интеллигенции, которые сформулировали историческую задачу всестороннего
развития человека, личности как таковой. Основные идеи: новые идеи вытекают из
новой ф - кой. антологии (учение о
бытии, о мире и его структуре). В учении о мире происходит коренной переворот.
Если в средневековой ф. центром или основой действительности является
божественная сущность, то ф. Возрождения центром действительности определяет
реально живущего конкретного человека. Сколько, людей столько и центров мира,
хотя божественная сущность не отвергается, но выводится за пределы реальной
действительности, становится над действительностью, т.е. идея теоцентризма
заменяется идей антропоцентризма. Главным объектом всех наук становится человек.
Красота и творчество, прежде всего, связываются с человеком. Сама
действительность представляется дискретным, бесконечным началом, т.к. основой
действительности является каждый человек, который определяется понятием
дискретного минимума, т.е. это основная точка дискретности действительности.
Общее, которое вырабатывается всеми людьми, есть максимум. Максимум есть
единство действительности (Н. Кузанский "Теория максимума и минимума –
теория отражающая все во всем ”). Т.о. ф. Возрождения по сути дела субъективный
идеализм, где центр тяжести философского анализа переносится на субъективное
начало реальных людей. Вера в бога смещается в веру в человека, в веру в
светское образование. Человек определяется как безграничное существо в своем совершенстве.
Эта ф. определяется понятием гуманизма, т.е. направленная на человека и поэтому
эта ф. стремилась выразиться в формах, доступных самым широким слоям населения.
Ф. Возрождения выразилась в необычных формах, недостаточно разнообразных, как
никакая другая ф. –Литературно-художественная ф-кая форма Данте “Классическая
божественная комедия”. Боккаччо “ДеКамерон” идея полноты земной и человеческой
жизни раскрывается в глубинный мир человеческих чувств. – Форма живописных
полотен, глубинная основа внутреннего человеческого мира (Леонардо Да Винчи “Сикстинская
Мадонна”). – Философские идеологии, например Петрарка “Моя тайна”. Этика,
внутренняя человеческая этика раскрывается. – Философская эссе (Монтень “Опыты”
– отражается ф. повседневной жизни. Человек творец своего счастья). Существует
и традиционная ф-кая форма ф.: - теоретические философские произведения. Н.
Кузанский. - форма философского
естествознания. Когда ф. выражается в произведениях естествоиспытателей
(Галилей, Кеплер, Дж. Бруно и др.). Значение этих произведений: происходит
обоснование необходимости разработки общенаучных методов познания, таких как
теория опыта, теория эксперимента. Математика вновь объявилась царящей наук.
Математика должна была объединить все естествознание в одну систему. Вершиной
натур ф. была Философия Дж. Бруно. Он обосновал следующие философские
положения.
- Мир является бесконечным в его физической реальности.
- Динамичность является всеобщей закономерностью действительности. В тоже время у
материального мира существуют первопричины, т.е. формы, в которых выражено
понятие проматерии. Т.е. существует связующее начало всех материальных явлений.
- Мир и его единство в тоже время обусловлены тем, что внутри этого мира существует всеобщий разум, т.е. Дж. Бруно пытается заменить идею бога идеей всеобщего разума. Следовательно, конфликт с христианством. Ф. должна исходить не из библии, а из обоснованных факторов и научных данных.
- Мир связан, истина
связана с человеческим разумом с доказательностью.
- Значение религии
определяется двояким образом. С одной стороны религия в целом не
отвергается и не отвергается в целом
идея бога, только смещается акцент. Полезность религии связана с тем, что она
должна оказывать решающее воздействие на отсталые народы.
Задача религии применительно к этим народам сводятся к воспитанию человека, устранение проблем насилия к грубости, т.е. религия должна решать первейшие этические проблемы. Обосновался также принцип разделения религии и ф. Т.о. ф. Возрождения отразила переход традиционного общества к новому капиталистическому, заложила необходимые духовные основания этого перехода.