Философия Нового Времени.
Ф. нового
времени. Родина: Англия, Франция.XVII в. начало современной цивилизации.
Создаются новые основы развития общества:
- коренным образом меняется
социальная структура общества. Формируются новые социальные классы, возникают
предпосылки гражданского общества: — рыночная экономика; —
возникает правовое государство (власть юридического закона, разделение власти).
- На первое место в духовной жизни выходят права и свобода человека.
- В
обществе возникают такие свободные сферы как, сфера личной и частичной жизни.
- Впервые возникает идея общественного прогресса как постоянного обновления
всех сфер жизни общества в особенности экономики. Впоследствии этот процесс
определяется как модернизация.
В этих условия возникает необходимость научного обеспечения жизни общества. Сами науки все больше тяготеют к опыту, к эксперименту, поиску новых путей развития. Данная проблема, прежде всего, отразилась в ф. Ф. меняет под этим воздействием свой предмет, что происходит с ф. постоянно. Ф. тесно связана с наукой. Задача Эффективного влияния ф. на развитие наук. Эту задачу сформировал Бэкон: данная задача была сформулирована как создание теории общенаучных методов познания. Т.о. ф. нового времени преимущественно становится теорией познания или гносеологией.
Философия
Ф. Бэкона (1561-1626г.)
Ф. Бэкона и Декарта объединяют то, что они вместе создают теорию общенаучных
методов познания. Начало этой теории дает Бэкон, а завершает ее Декарт. ”Новый Органом”.
Была поставлена задача создания эмпирической теории познания. В свое время
Аристотель разработал начало данной теории в своей работе «Органом». Аристотель
создает теорию простой индукции (методика перечисления фактов), которая
заключается в необходимой последовательности их перечисления. Т.о. Бэкон
формулирует новое определение ф.: ”Ф. есть наука, основывающаяся на опытных
данных и обслуживающая опытное познание. Сама наука определяется в качестве
основы всей культуры человека. Является главным средством решения социальных
проблем, в особенности освоения природы”. Формула Бэкона “Знание - сила”.
- Научное знание;
- знание законов природы;
- Знание современной (науки)
методики научного исследования.
Теория полной индукции, которая включает в
себя: - методику простого перечисления; - методику анализа опыта; - методику
описания различий предметов; - методику исключения элементов; 3 таблицы:
- таблица позитивных инстанций;
- таблица негативных инстанций;
- таблица сравнения.
Декарт завершает ф. Нового
времени. Он создает вторую часть современной теории познания (теоретический
метод). Основой теоретического метода является теория дедукции (Дедуктивный
метод познания). У Бэкона источником познания является имперический метод, у Декарта
не является источником познания, являются очевидные мыслительные теоретические,
уже состоявшиеся и подтверждаемые постоянно империческими фактами. Имперический
факт является составной частью мыслительного факта. Вторым источником познания
являются факты мыслительных сомнений, сомнений в теориях. Во всех теориях есть
слабые места. Во всем необходимо сомневаться. В этой связи Декарт выводит свою
ф-кую формулу: “Мыслю, следовательно существую”. Т.е. существование есть мысль.
Истинно, реально существует только мыслящее существо. Выше мысли нечего нет.
Мыслю, следовательно, существую, означает: познаю весь теоретический опыт,
накопленный человечеством, т.е. осваиваю науку, причем сознательно. Т.о.
создается полная теория познания, состоящая из двух взаимосвязанных частей: имперического
и теоретического метода познания индукции и дедукции. Эти две части не
противопоставлены друг другу, а органически взаимосвязаны. Декарт создает
систему научного познания. Правила дедукции:
- Очевидная или интуитивная ясность исходного положений, мысленных установок;
- Аналитичность и
дифференцированность материала, т.е. разделение материала на необходимое
количество частей;
- Постепенность анализа от простого к сложному;
- системность анализа – это полные расчеты каждой части материала и соединение этих расчетов.
Ф. Дж. Локка.Главная работа “опыт о человеческом разуме”. Главная заслуга Локка в ф. определяется его социальной ф., в области ф. естественного права человека, т.о. Локк обосновывает впервые естественное право человека на жизнь, которое должно быть гарантировано не только конституцией, но и всей политикой государства, в том числе и экономической жизнью, целью которой является решение проблемы связанной с материальными условиями жизни человека. Решение проблемы голода. Право на свободу слова и печати. Право на собственность (на частичную собственность, право на результаты своего труда, право на свои профессиональные способности). Основой свободы человека в обществе является решение проблемы правильного сочетания личного, частного и общественного интересов. Философские принципы естественного права Локка были реализованы в создании конституции США, в которой реализовалась главная идея Локка: стабильность человеческой жизни, поэтому американская Философия самая стабильная в мире.