Греческая Философия. Классический период
Философия Сократа
Сократ из бедной семьи (философы в основном были из аристократических семей) Сначала он относился к школе софистов. Главная задача софистов сводилась к изучению и открытию интеллектуальных способностей человека, софисты первые представители субъективного идеализма (Протогор). Сократ освоив практически школу софистов, создает свою собственную школу, задачей которой ставилось формирование у молодежи передовых и прогрессивных нравственных устоев, ставилась задача выработки передовой морали. По сути он поставил вопрос о создании теории добра, основателем этики. Этика- борьба добра и зла. Сократ выдвинул принцип, что человек знающий что такое добро не может совершить зла, т.е. он абсолютизирует значение знаний. Филосовское кредо Сократа; "Познай самого себя". Сократ ставит проблему души, как источника добра. Он решает вопрос о структуре души : человеческая душа выраженная через добро состоит из 3-х начал : мудрость, храбрость, справедливость. Сократ создает и социальное учение, суть которого учение о государстве. Государство считается важнейшим завоеванием, приобретением человечества. Именно через государство возможно решение проблемы добра, поэтому государством должны управлять мудрецы или аристократы, а охранять государство должны люди мужественные. Разделение на формы государства. 1)Прогрессивная форма. Аристократическая республика – одна из форм. Власть интеллектуального меньшинства, профессионалов и морально пригодных людей. Чем больше управленческий аппарат, тем хуже живется народу. 2)Регрессивная форма. Демократия одна из форм. Это власть толпы, непрофессионалов и случайных людей. Часто у власти наблюдаются тираны и узурпаторы власти. Демократия предполагает хаос. Т.о. Сократ закладывает основы классического периода философии. Философия становится социальной или рациональной по сравнению с космологической досократовского периода.
Философия ПлатонаСократ не
оставил после себя ф-ких произведений и не считал нужным их писать. Платон же
оставил большое кол-во работ. Все работы его написаны в форме диалога, нося
т.о. полухудожественную форму. Философское наследие Сократа известно из
произведений Платона. Сначала Платон увлекался поэзией, после знакомства с
Сократом он понял, что поэзия ниже Ф., потом он покидает Сократа и создает свою
школу. Создает в рамках школы систему объективного идеализма, исходной точкой
которой является признание идеального, как существующего объективно, независимо
от человека. Основой этой системы является учение о мировых идеях. Мировые идеи
составляют основу мира. Они есть "подлинное бытие". Это материальный
мир включая и чувственный мир человека. Т.о. Платон разделяя мир на подлинный и
мнимый противопоставляет их друг другу. В своей классификации идей, он
утверждает, что основанием мировых идей являются 3 идеи: идея добра, идея истины,
идея красоты. Краткий анализ идей. Идея красоты выражается прежде всего через
искусство и выражает мир человеческих чувств. Идея истины отражается наукой и
Ф. и выражает человеческий разум. Добро отражается моралью и религией, и выражает
сущность человеческой души. Платон ставит вопрос о структуре человека : человек
это троичное существо. 1) тело или мир чувств, полярным к этому элементу является.
2) душа. 3). связующим элементом между телом и душой является разум. Значение
разума в отрегулировании этих двух начал. Большое внимание в отрегулировании
сущности человека Платон выделяет строение души. Суть : чел. душа является
производной от мира идей, т.е. объективной идеальности, она является частью
этого мира, поэтому она вечна. После смерти человека его душа возвращается в
исходный мир (мир идей). Реальная жизнь человеческой души на земле есть степень
ее воспоминания реальной связи с миром идей. Эта степень "воспоминания"
отражает духовную сущность человека. Т.О. теория познания Платона базируется на
противоречии человеческой души с мировыми идеями. По Платону структура души
выражается в следующем, существует высшая часть души, которая характеризуется
постоянным стремлением к связи с идеями добра, истины и красоты. Низшая часть
души связана с материальным миром, данная часть души не перспективна, поэтому
со смертью человека низшая часть души пропадает бесследно, растворяется в
материальном мире, не умирает только высшая часть. Та часть души, которая в
человеке преобладает выражает его сущность т.е. один человек стремится к
бессмертию, другой отказывается от этого. Социальное учение Платона (вытекает
из его теории души) выделяет: мудрость, храбрость, умеренность и
справедливость. Данная структура души определяет социальную структуру общества.
Платон утверждает, что социальной основой государства являются 3 группы людей :
- профессиональные управленцы и свободная интеллигенция.
- воины-защитники. Постоянный слой профессиональных воинов.
- слой связанный с материальным производством.
В первом случае идет обоснование необходимости интеллигенции в
обществе как ведущего слоя в социальной структуре. Т.о. теория идеального
общества Платона обосновывает необходимость интеллигенции, профессиональных
военных и самого большого слоя материальных производителей. Вслед за Сократом,
Платон также анализирует государственные формы правления : Делит на 2 формы :
- приемлемые (монархия и республика).
- неприемлемые (тимократия – власть
нескольких личностей, основанная на военной диктатуре. Олигархия – власть
нескольких личностей основанная на денежном капитале. Демократия – тоже
отрицательно характеризуется Платоном).
Государство является высшей ценностью на земле. Это проявление добра, а земная сущность человека определяется связью с государством и поэтому человека Платон определяет как существо политическое (животное живущее в государстве).