Мировоззрение.
Мировоззрение
есть целостная система взглядов, чувств, переживаний, догматов и теоретических
положений на мир в целом и место человека в этом мире, его назначение.
Мировоззрение стремится пронизывать всю структуру мира, от мира в целом далее
по вертикали к природе, обществу, к конкретному обществу, в котором мы живём, к
самому себе и собственному внутреннему миру. Мировоззрение носит объективный
характер, т.е. каждый человек помимо своего желания и воли обладает
мировоззрением, в силу того, что главным объектом мировоззрения человека
является его собственная жизнь. История человеческого мировоззрения выработала
несколько основных типов мировоззрений
- мифология (язычество).
- религия
(систематизация мифологии и есть религия, результатом чего является выработка
единых духовных оснований).
- ф-кое возникло параллельно религиозному
мировоззрению (основывается на научных данных и отчасти на религии).
- обыденное мировоззрение. Оно является самым проблематичным, т.к. составляет
эклектическую смесь элементов всех типов мировоззрения, включая и жизненный
опыт.
Мировоззрение является выражением духовного инстинкта самосохранения человека.
Типы мировоззрения: миф, религия.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека.
Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф — предание,
сказание; логос — слово, учение, понятие, закон). Миф — это
общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего
человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры
человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований,
политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии.
Миф — единая, синкретическая форма сознания, он выражал миропонимание и
мировосприятие тогдашней эпохи. В мифах велась речь о фантастических существах
(кентавры, сирены), о деяниях богов и героев. Различные народы посвятили свои
мифы космическим темам, что с нашей точки зрения, еще предстоит изучить. В
мифах такого рода содержатся попытки ответа на вопросы о происхождении и
строении Вселенной, о важнейших явлениях природы — солнечных и лунных
затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др., о мировой гармонии.
Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни
и смерти. Библия — одно из важнейших явлений духовной культуры — тоже
базируется в известных пределах на мифологическом фундаменте. Как уже было
сказано выше, мифологический — это не значит полностью оторванный от
реальной практики, смысла, элементов науки и т. д. Для мифологического
мировоззрения характерны следующие черты:
- эмоционально-образная форма.
- очеловечивание
природы.
- отсутствие рефлексии.
- утилитарная направленность.
Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания. Рефлексия в мифологическом мировоззрении отсутствует. Рефлексия — это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием; размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, т. е. размышление над собственными размышлениями. Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые ею мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д. В мифологии практически создавалась система ценностей, принятая в данном обществе, осуществлялся поиск единых оснований природы и человека, природы и общества. Миф умер как форма мировоззрения на этапе более высокого развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену мифу пришли иные формы мировоззрения. Религия (от лат. Religio — благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны. Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек — субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия нерефлексивный тип мировоззрения. Вера — это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры. Религиозных течений много. Только в России их свыше 40. Существуют три основных мировых религии — буддизм, христианство, ислам и различные национальные религиозные системы типа синтоизм, индуизм, иудаизм и т. д. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей в христианской религии и т. д.). В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека. Еще недавно в нашей стране религия и верующие люди были в стесненных обстоятельствах. Господствовала атеистическая идеология, которая достаточно планомерно и целенаправленно воевала с идеалистическим мировоззрением (любая религия — объективный идеализм). Несмотря на близость религии и философии, они различны — идеализм ф-кий есть теоретическая основа религии. Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека. Их различие состоит в том, что Философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. В философии сформировался жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т. д. Язык философии — не образы, не картинки, а категории, понятия, Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме. Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения, т. е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из черт философского сознания. Свободомыслие — объективный принцип философии, который, к сожалению, субъективно часто нарушается. По самой своей природе Философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос — как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории. «Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.
Плюрализм.
Плюрализм — есть теоретическая ф-кая концепция обосновывающая объективность, многообразие развития путей и форм развития объектов, их возможностей, т.к. любой объект находится в бесконечных связях с другими объектами, с другой стороны многообразие всегда ведёт к единству. В философии как и в любой другой науке существует плюрализм, т.е. многообразие различных теорий, школ и направлений, в результате чего и развивается любая наука. В философии существует две основные ветви развития. 1) материализм. 2) идеализм. Материализм абсолютирует материальные основы развития. Идеализм отдаёт предпочтение идеальным (духовным) основам развития, поэтому главной проблемой (вопросом) философии является проблема взаимосвязи материального и духовного.