4Medic.ru - сайт для медиков!
Высшая нервная деятельность

Мозговой центр (состоит из "ядра" и "рассеянных элементов")

"Ядро"- морфологически однородная группа клеток с точной проекцией рецепторных полей
"Рассеянные элементы"- клетки и группы клеток, располагающиеся вне "ядра" и осуществляющие элементарный анализ и синтез

Зоны коры головного мозга

Первичные - проекционные зоны (чувствительные и двигательные), отвечающие за элементарные акты Вторичные - проекционно-ассоциативные зоны, ответственные за операции гнозиса и праксиса
Третичные - участки перекрытия корковых представительств различных анализаторов, осуществляющие интегративную функцию

Интегративные уровни нервной системы

Первая сигнальная система - отвечает за первичные этапы праксиса и гнозиса
Вторая сигнальная система - отвечает за осмысленность действий человека и его речь
Третья сигнальная система - отвечает за прогнозирование различных актов, формирование перспектив и выбор первоочередных задач

Основные центры коры головного мозга

Лобная доля

  • Двигательный анализатор
  • Располагается в области передней центральной извилины и парацентральной дольки (поля 4, 6, 6А по Бродману)
  • Центр поворота головы и глаз в противоположную сторону
  • Располагается в области средней лобной извилины, премоторной области (поля 8,9 по Бродману)
  • Лобно-мосто-мозжечковый путь
  • Начинается от задних отделов верхней лобной извилины (поле 8)
  • Моторный центр речи (Брока)
  • Располагается в области задней части нижней лобной извилины (поле 44 по Бродману)
  • Музыкальный моторный центр
  • Располагается кпереди от моторного центра речи (поле 45)
  • Центр письменной речи
  • Располагается в области заднего отдела средней лобной извилины (поле 6 по Бродману)

Теменная доля

  • Центр поверхностной и глубокой чувствительности
  • Располагается в области задней центральной извилины (поля 1,2,3 по Бродману), верхней теменной области (поля 4,7 по Бродману), кзади от задней центральной извилины (поля 7,39,40 по Бродману)
  • Центр праксиса
  • Располагается в области нижней теменной дольки слева и в области надкраевой извилины (поля 39,40 по Бродману)
  • Анализатор интероцептивных импульсов
  • Располагается в области нижних отделов передней и задней центральных извилин

Височная доля

  • Центр слухового анализатора
  • Располагается в области средней части верхней височной извилины (Гешля), поля 41,42,52 по Бродману
  • Центр вестибулярного анализатора
  • Располагается в области нижних отделов наружных поверхностей височных долей (поля 20,21)
  • Центр обонятельного анализатора
  • Располагается в области крючка и аммонова рога (поля 11А, 11Е)
  • Центр вкусового анализатора
  • Располагается в области крючка, аммонова рога, нижнего отдела задней центральной извилины (поле 43) и островка
  • Акустико-гностический сенсорный центр речи (Вернике)
  • Располагается в области задних отделов верхней височной извилины слева (поля 22,37,42 по Бродману)
  • Центр распознавания звуков и мелодий
  • Располагается в области средней трети верхней височной извилины (поле 22)

Затылочная доля

  • Центр зрительного анализатора
  • Поля 17,18,19 по Бродману
  • Центр анализатора письменной речи (центр чтения)
  • Располагается на границе височной, затылочной и теменной долей (поле 39)

Исследование и нарушение корковых функций

Гнозис (узнавание)

Запас сведений об окружающем мире при постоянном сопоставлении с матрицей памяти.

Агнозия

  • Нарушение процессов узнавания при сохранении чувствительности и сознания.
  • Тотальная агнозия
  • Полная дезориентация человека
  • Зрительная агнозия
  • Нарушение узнавания предметов при зрительном восприятии
  • Слуховая агнозия
  • Нарушение узнавания предметов по производимому им шуму
  • Сенситивная агнозия
  • Нарушение узнавания предметов при контакте (астереогноз и пр.)
  • Вкусовая агнозия
  • Нарушение узнавания предметов по вкусу
  • Обонятельная агнозия
  • Нарушение узнавания предметов по запаху

Праксис

Целенаправленное действие.

Апраксия

  • Нарушение целенаправленности и плана действий.
  • Моторная апраксия
  • Больной не может выполнять действия по приказу и по подражанию, но выполняет их непреднамеренно
  • Идеаторная апраксия
  • Больной не может выполнять действия по приказу, но выполняет их по подражанию.
  • Конструктивная апраксия
  • Больной выполняет действия и по приказу, и по подражанию, но не способен создавать качественно новые двигательные акты
  • Апраксии возникают при поражении теменно-затылочно-височной области доминантного полушария (двусторонняя апраксия), субдоминантного полушария и мозолистого тела (у правшей - левосторонняя апраксия)

Мышление

Логические операции со словесными и наглядно-образно-чувственными образами предметов.

Задержка умственного развития

Отставание в умственном развитие от своего возраста при сохранении способности к обучению на высоком уровне (при педагогической и социальной запущенности)

Олигофрения

Нарушение умственного развития с ограничением способности к обучению


Дебильность
Сохранение адекватного умственного развития на бытовом, житейском уровне.
Имбицильность
Сохранение примитивных двигательных актов и навыков самообслуживания.
Идиотия
Полное отсутствие речи и социальная дезадаптация.

Память

Различают механическую и смысловую память.
Компоненты памяти - запоминание (фиксация материала) и вспоминание (воспроизведения материала).
Нарушения памяти проявляются в виде амнезии, гипомнезии, гипермнезии (усиление механической памяти) и появления ощущений "уже виденного" или "никогда не виденного"

На процессы запоминания и вспоминания влияют

<1.      Внимание

<2.      Заинтересованность

<3.      Эмоциональность

Речь и ее нарушения

Классификация нарушений речи

Нарушение речи при органическом поражении головного мозга

Афазия - распад компонентов речи при поражении корковых речевых зон
Алалия - системное недоразвитие речи при поражении корковых речевых зон в доречевом периоде
Дизартрии - нарушение иннервации речевой мускулатуры

Функциональные нарушения головного мозга

Заикание
Мутизм
Сурдомутизм

Дефекты строения артикуляционного аппарата

Дислалия
Ринолалия

Задержка речевого развития (при соматической и педагогической запущенности)

Некоторые варианты нарушений речи

Сенсорная афазия Вернике

"Словесная глухота", нарушение понимания речи при поражении левой височной области (средних и задних отделов верхней височной извилины).

Варианты сенсорной афазии

Акустико-гностическая сенсорная афазия

  • При нарушении слухового гнозиса возникает искажение понимания смысла слов при отсутствии глухоты. Развивается при поражении задней части извилины Гешля левого полушария (поле 22 по Бродману) Обычно сочетается с нарушением моторной речи из-за нарушения контроля за собственной речью со стороны слухового анализатора.
  • Выявляются
  • Большое количество ненужных слов в речи больного.
  • Логорея - чрезмерная говорливость.
  • Парафазии - неточное употребление слов
  • Персеверации - односложные ответы на различные по смыслу вопросы
  • Алексия - нарушение чтения.
  • Контаминации - слитное написание слов в предложении.

Акустико-мнестическая сенсорная афазия
При нарушении памяти возникает трудность подбора нужных слов при сохранении грамматической структуры фраз. Развивается при поражении средней части извилины Гешля левого полушария (поля 37 и 21 по Бродману).
Больной обычно понимает устную и письменную речь, но наблюдаются нарушения в письменной речи и вербальные парафазии (затруднения при назывании предметов, при которых не помогает подсказка первого слога)
Семантическая сенсорная афазия
Затруднение понимания сложных логико-грамматических конструкций, при затруднении в произнесении слова подсказка первого слога помогает больному в произнесении последнего. Развивается при поражении височно-теменно-затылочной области левого полушария.

Моторная афазия Брока

Речевая апраксия, сочетание нарушения экспрессивной (устной) речи и письменной речи при сохранении ее понимания. Обычно нарушается и чтение (вслух). Проявляется наличием в речи больного однообразных предложений с преобладанием существительных и инфинитивных форм глаголов.


Выявляются
Литеральная парафазия - перестановка и пропуск отдельных звуков
Вербальная парафазия - замена одного слова другим, сходным по артикуляции, но различным по значению
Аграматизмы - нарушеня грамматического строя речи
Литеральные параграфии при письме
Вербальные параграфии
Паралексии и прочие нарушения чтения

Алалии

Развиваются у детей при поражении головного мозга в возрасте до 2,5 - 3,0 лет.

Сенсорная алалия
Нарушение понимания обращенной речи при сохранении слуха (отсутствие речевого словаря), обязательно нарушается и моторная речь.
Моторная алалия
Недоразвитие моторной речи при сохранении понимания обращенной речи.

Все размещенные на нашем ресурсе материалы получены из открытых источников сети Интернет и опубликованы исключительно в информационных целях. В случае получения соответствующей просьбы от правообладателей в письменном виде, материалы будут незамедлительно убраны из нашей базы. Все права на материалы принадлежат первоисточникам и/или их авторам.