Самосознание личности
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по B.C. Мерлину):
- сознание отличия себя от остального мира;
- Я сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
- сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
- социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Критерии
самосознания:
- выделение себя из среды, сознание себя как субъекта,
автономного от среды (физической среды, социальной среды);
- осознание своей
активности - «Я управляю собой»;
- осознание себя «через другого» («То, что я
вижу в других, это может быть и мое качество»);
- моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.
В структуре самосознания
можно выделить:
- осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я
как действующий субъект»);
- осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное
Я» и «Идеальное Я»);
- познавательные, когнитивные представления о себе («Я
как наблюдаемый объект»);
- эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:
- самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
- самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
В целом можно выделить три пласта сознания человека: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: 1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»); 2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»); 3) просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть». «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»); 4) эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»).