|
|
|
|
|
|
|
Опубликовано: 2007-10-13 13:11
Основные виды деятельности и их характеристика
- Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее
типы является дифференциация
деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность
отличается от двух других типов тем, что
предполагает получение какого-либо
общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного
опыта, знаний и т. д. Наконец,
ярчайшим специфическим признаком
игровой деятельности является то, что в
отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.
Указанные виды деятельности сменяют
друг друга в онтогенезе и обозначаются
понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных
этапов. Ведущая — это такая деятельность,
выполнение которой определяет возникновение и формирование основных
психологических новообразований человека
на какой-либо ступени его развития.
- Столь же фундаментальным и общим является
разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная
деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так
называемым коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми,
имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками
совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие
участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация
участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего
(организующего) компонента — либо лидера, либо руководителя.
Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется
на подтипы: например, на непосредственно-совместную — «деятельность
вместе» и опосредствованно-совместную — «деятельность рядом».
- Наиболее традиционной является, видимо,
классификация видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной
принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Так,
существует классификация,
разработанная Е. А. Климовым, где выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: «человек — техника»,
«человек — человек», «человек —
природа», «человек — знак», «человек — художественный образ».
- Деятельность принято разделять также на
исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется
тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет,
хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же
(управленческая) обычно не предусматривает такого прямого
воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом
деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения.
- В прикладном отношении важным является
разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В
первом случае человек непосредственно воздействует на
предмет и столь же непосредственно получает информацию от него. Во втором
случае информация о предмете труда передается человеку через
опосредствующие звенья: в виде таблиц на экране или в любом
другом знаковом виде. Таковой является, например, деятельность операторского
типа.
Предыдущая статья: | Общее понятие о деятельности и ее структура. Освоение деятельности
|
Следующая статья: |
Межличностные отношения в группе (психологический климат, лидерство, групповая совместимость, конформизм, роли и статусы, психологический барьер)
|
Лучшая по просмотрам статья: | Понятие о чувствах и эмоциях, формы переживания чувств
|
Последняя статья: | Образовательная система в россии
|
Другие статьи: | Межличностные отношения в группе (психологический климат, лидерство, групповая совместимость, конформизм, роли и статусы, психологический барьер) Конфликты в группе Самосознание личности Общее понятие о деятельности и ее структура. Освоение деятельности Направленность личности. Формирование и развитие личности Мотивы и их характеристика
|
|
|
|
|
|
Все размещенные на нашем ресурсе материалы получены из открытых источников сети Интернет и опубликованы исключительно в информационных целях. В случае получения соответствующей просьбы от правообладателей в письменном виде, материалы будут незамедлительно убраны из нашей базы. Все права на материалы принадлежат первоисточникам и/или их авторам. |
|