Общее понятие о познании.
В структуре общетеоретической
философии обычно выделяется три основных направления:
- онтология учения;
- диалектика и логика;
- Гносеология – это учение о законах познания или о
законах получения знания.
Сама теория познания включает в себя также три
основных части:
- общая теория познания;
- теория общенаучного познания;
- эпистемология – теория общенаучного познания.
Все эти три части в тоже время объединяются в одну систему, посредством таких общих понятий как: - практика; - субъект и объект познания; - интуиция; - истина и вера и знания и др. Познание определяется всеобщим свойством действительности – отражением. Отражение характерно для всех объектов и процессов без исключения. Познание же характеризует не все объекты действительности. Т.о. 1) Познание является только одной из форм отражения. 2) Все объекты действительности подразделяются на отражающие и познающие. Познание, будучи только одной из форм отражения является всегда ограниченным. Впервые границы познания были обоснованы в ф. Кантом. Данное учение, обосновывающее границы познания называется агностицизмом. Т.е. агностицизм есть течение, останавливающее границы познания, но не отрицающее познавательные возможности человека, его потенциал. В рамках агностицизма утверждается, что познание является постоянной проблемой человека. Поэтому ограниченность познания должна быть компенсирована и компенсируется верой, т.е. вера выступает одной из форм познания. Или его продолжением. Вера является связующим звеном между знаниями и истинной. В данном случае под истинной понимается универсальный путь развития. Прежде всего, общества и жизни человека. В данном случае достижение истины невозможно и без знаний и без веры. В этой связи знания, вера и истина являются единым комплексом, решающим проблему познания. В данном случае данный комплекс есть практика.
Типы познания, источник, объект, субъект.
Можно
выделить три основных типа познания: - обыденное, повседневное, познание
(непосредственно отражающее действительность). – исследование действительности
с определенной целью, получение нового знания, не существующего в системе
знаний. В данном случае это и есть решение познавательной проблемы, поэтому
существует два понятия проблема и вопрос. Проблема отражает отсутствие в
системе знаний необходимого знания. Вопрос есть отсутствие знания у субъекта
познания, но его наличия в системе знаний. – Освоение субъектом познания
имеющихся или существующих знаний. Данное познание отражается в таких понятиях
как воспитание, обучение и образование. Данный тип познания определяется как
наиболее актуальный. Источник познания неоднозначен. Он выражается в трех
основных формах:
- Это внешние воздействия, направленные на предмет. Этот источник, определяющий с точки зрения марксистской тории.
- Источник познания
связан с самим предметом или субъектом познания, т.е. с тем, кто познает, т.е.
внутренние потребности, внутренние мотивы и раздражители самого предмета или
человека. С –точки зрения самого Канта именно этот источник является
определяющим, т.е. возбудители организации человека.
- Источником познания
является противоречие.
Между первым и вторым источником, т.е. нестыковка первых
и вторых возбудителей, конфликт между внутренними и внешними возбудителями.
Т.о. источник познания представляет из себя сложную структуру.
Целью или самоцелью
познания является:
- Объединение свойств субъекта и объекта познания (свойств
внутренней и внешней среды).
- Противопоставление или отторжение субъектом
познания свойств внешней среды. Т.е. цель познания также противоречива и
неоднозначна.
В целом, если говорить о смысле познания, то познание связано, прежде всего, с обогащением человеческого мира универсальными свойствами или дополнительной энергией, выраженной, прежде всего в таких вещах как понятие о мире, идеях и теориях. Т.о. границами познания выступают понятия, идеи, теории. За пределами данных вещей существует чуждый или враждебный мир (человеку), а отраженный в понятиях и теориях мир. Отсюда объектом познания является не просто окружающий человека мир, а воздействующие на человека внешние обстоятельства, воздействующие наиболее актуально и активно. Отсюда познаются именно эти объекты. Т.о. познание всегда актуально.
Все предметы в мире находятся в постоянном взаимодействии и обладают постоянным свойством отражения. В тоже время не все предметы выступают субъектами познания. Субъектами познания являются: 1) активно реагирующие не раздражители; 2) обладающие избирательны отражающими способностями; 3) предметы, наделенные способностью изменять и приспосабливать раздражители под собственные свойства. Итак, субъект познания являются предметы, обладающие психикой, сознанием, душой и связанные с духовной реальностью.