Сущность, задачи содержания физического, умственного и экологического воспитания
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.
Фундамент здоровья закладывается в детстве. От того, насколько правильно будет организовано физическое воспитание, во многом будет зависеть его самочувствие, настроение, успехи в учебе. Оно способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития. Основными целями физического воспитания являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих работоспособность человека. Комплекс средств физического воспитания включает в себя правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.
Умственное воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение со взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту.
Таким образом, умственное воспитание основывается на:
- развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов
- формирование культуры учебного и трудового процессов
- развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения,
- самостоятельности и способности к творчеству
- стимулирование интереса к работе с книгой
Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых: особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
- формирование экологических представлений ;
- развитие экологического сознания и чувств;
- формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
- выработка навыков и привычек поведения в природе;
- преодоление в характере учащихся потребительского
отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:
- развитие экологического сознания;
- формирование соответствующих (природосообразных) потребнстей, мотивов и установок личности;
- выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
- воспитание устойчивой воли;
- формирование значимых целей экологической деятельности.
Поэтому формирование экологического сознания и поведения
в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.