Предмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения психологии, основные этапы развития психологической науки)
Предмет психологической науки - это
психика человека и животных, включающая в себя различные субъективные (или
психические) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и
самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним относятся
следующие:
- ощущение;
- восприятие;
- внимание;
- память;
- воображение;
- мышление;
- речь.
Другие явления определяют направленность активности
человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями
человека. Их называют мотивационными процессами. К ним относятся: 1)
потребности: 2) мотивы; 3) цели; 4) интересы.
Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания
деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навыки,
привычки, стиль («индивидуальный почерк») деятельности, темперамент. Все вместе
эти процессы составляют инструментальную сферу человека. Существуют
также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с
целостным человеком, его индивидуальными особенностями и которые выражаются в
его взаимоотношениях с миром, регулируют его общение с людьми. Их называют
психическими свойствами и состояниями. К ним относят:
- волю;
- чувства;
- эмоции;
- склонности;
- способности;
- знания;
- сознание;
- личность;
- индивидуальность, характер.
Кроме того, психология изучает человеческое общение
и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь,
зависимость формирования и развития психических явлений от них. В настоящее
время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное
многообразием теоретических и практических задач, встающих перед ней.
Основными задачами психологии являются
- выявление законов психики,
- раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы классифицировать как
закономерные,
- установление механизмов психической деятельности,
- изучение
природы и действия этих механизмов совместно с другими науками.
В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Для психологии исследование поведения не самоцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира. Таким образом, психология является наукой, изучающей факты, закономерности и механизмы психики, своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека. Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии.
Античность. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять, распознать, изучить и описать психику человека. Одним из первых направлений был анимизм, который рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов. Анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь, стиль поведения и отношение к внешнему миру. Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считался изначально живым, границы между живым, неживым и психическим не проводилось - все они рассматривались как порождения единой живой материи. Совершенно новую сторону познания этих явлений открыла деятельность философов-софистов (от греч софия - «мудрость»). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека законами, а сам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей». В трудах древнегреческих мыслителей имеютсяпопытки решения многих проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В ихобъяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобиюкоторых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души. Первым направлением стало объяснение психики, исходя из законов движения и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. Только после того как была осмыслена произвольность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самым - и необходимость изучать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов. Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу, исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем. Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно воспринимаемых телом.