Высшая нервная деятельность. Сигнальные системы
Высшая нервная деятельность животных и предпосылки для возникновения высшей нервной деятельности человека
Сигнальная система - это система условно-рефлекторных связей организма с окружающей средой. Высшая нервная деятельность животных имеет ряд качественных отличий от высшей нервной деятельности человека. В процессе эволюции сформировалась высшая нервная деятельность животных и на ее основе образовалась качественно новая высшая нервная деятельность человека.
У животных создаются лишь условия для формирования высшей нервной деятельности человека, это:
- способность к выработке условных рефлексов на комплекс раздражителей. При формировании комплексов каждый отдельный раздражитель теряет свое значение, главное - это определенные отношения между раздражителями способность различать похожие комплексы;
- у животных имеется высокая способность к обобщению условно-рефлекторной деятельности. Проявляется в генерализации условного рефлекса;
- способность к выработке условного рефлекса высшего порядка, т. е. у высших животных можно выработать рефлекс на базе других условных рефлексов;
- способность к выработке цепей условных рефлексов.
В процессе эволюции человек обретает социальную деятельность, на основе которой формируется его высшая нервная деятельность. "Особенность высшей нервной деятельности человека в том, что в процессе эволюции возникла прибавка к его психической и умственной деятельности - 2-я сигнальная система" (Павлов).
Характеристика первой сигнальной системы и ее морфологический субстрат
1-ая сигнальная система - система условнорефлекторных реакций на конкретный раздражитель. Она есть у животных и человека. Проявляется в формировании условных рефлексов на каждый конкретный (предметный) раздражитель из внешней и внутренней среды. Осуществляется за счет коры головного мозга. Морфологический субстрат 1-ой сигнальной системы - вся кора головного мозга за исключением мозгового отдела речевого анализатора.
1-ая сигнальная система формируется за счет деятельности различных сенсорных систем организма. Отправной пункт - возбуждение периферических рецепторов. За счет возбуждения сенсорных систем в коре головного мозга возникает определенные ощущения на основе которых формируется чувствительные образы, обеспечивающие восприятие окружающей среды. 1-ая сигнальная система обеспечивает конкретное, предметное мышление.
Вторая сигнальная система. Ее морфологический субстрат
2-ая сигнальная система - система речи - система условно-рефлекторных связей на речевой раздражитель. Обеспечивает восприятие и воспроизведение речи.
Эта система функционирует как речедвигательный анализатор, состоящий из 3-х отделов:
- периферический - рецепторы звукопроизносящих органов (мышцы ротовой полости, гортань);
- проводниковый - 3-х нейронный: 1- в черепно-мозговых ганглиях; 2 - в образованиях ствола мозга; 3 - в зрительных буграх;
- мозговой отдел анализатора - в левом полушарии (у праворуких) - состоит из 3-х компонентов:
- моторный центр Брока в нижних отделах лобной доли, куда проецируется мышцы звукопроизносящего аппарата;
- центр Вернике - сенсорный - в височной доле - обеспечивает восприятие речи;
- центр восприятия письменной речи - в затылочной области коры головного мозга.
Субстрат 2-ой сигнальной системы - мозговой отдел речедвигательного анализатора. Эта система возбуждается под действием речевых раздражителей, т. е. для нее адекватный раздражитель - слово. За счет деятельности 2-ой сигнальной системы в коре головного мозга возникают абстрактные образы, т. е. абстрактное мышление.
Особенности 2-ой сигнальной системы по сравнению с 1-ой сигнальной системой:
- высокая степень - иррадиации возбуждения;
- высокая частота протекания условных рефлексов и их быстрая перестройка;
- легкость возникновения процессов торможения.
Взаимодействие первой и второй сигнальной систем
Первая и вторая сигнальные системы взаимодействуют между собой.
2-ая сигнальная система формируется на базе 1-ой сигнальной системы и в нормальных условиях регулирует деятельность 1-ой сигнальной системы.
По мнению Иванова-Смоленского в процессе становления сигнальных систем различают 4 этапа:
1 этап. Н-Н. Есть лишь 1-ая сигнальная система. На непосредственный раздражитель возникает непосредственная ответная реакция. Есть у животных и ребенка 1-го месяца жизни.
2 этап. С-М. На словесный раздражитель - непосредственная реакция. ("Брысь" - уход.) Есть у детей.
3 этап. М-С. Становление речи. На непосредственный раздражитель - словесная реакция (ребенок на 2-ом году жизни).
4 этап. С-С. На сложный раздражитель - словесная реакция.
2-ая сигнальная система на базе 1-ой сигнальной системы, обеспечивая особый уровень высшей нервной деятельности человека, делает возможным существование человека в социальной среде.