Реформы второй половины 18 века
Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. В 1775 г. было принято “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Страна делилась на губернии, в каждой из которых должно проживать 300-400 тыс. душ мужского пола. К концу екатерининского царствования в России насчитывалось 50 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам. При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения. Впервые были созданы государственные учреждения с социальными функциями. Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ мужского пола в каждом. Так как городов – центров уездов – было явно недостаточно, были переименованы в города многие крупные сельские поселения, став административными центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер. Используя теорию разделения властей, и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных должны принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах. Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан – городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, кроме судов нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях – палаты уголовного гражданского суда, члены которых назначались государством. Новым для России был Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся. Он был бессословным. Разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешиваться в дела суда. В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. Город разделялся на части, находившиеся под надзором частного пристава, а части в свою очередь – на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель. После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, кроме Иностранной коллегии, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к губернским органам. Сложившаяся система управления территорией страны в новых условиях решала задачу укрепления власти дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых народных выступлений.
Реформа образования. Екатерина П придавала огромное значешк образование в жизни страны. В 60-70-е годы ХУШ в. она вместе с пре зндентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетской корпуса И.И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых со сдовных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль ( приоритете воспитания над образованием. Считая, что "корень всем] злу и добру - воспитание", Екатерина П и И.И. Бецкой решили создат "новую породу людей". По плану И.И. Бецкого в Москве и Петербург” были открыты Воспитательные дома. Смольный институт благородньо девиц с отделением доя девочек-мещанок. Коммерческое училище 1 Москве, преобразованы Кадетские корпуса.
Взгляды И.И. Бецкого имели прогрессивный для своего времени характер, предусматривая гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования. Однако "тепличные" условия, изолированность от реальной жизни, от влияния семьи и общества, конечно, делали поныла И.И Бецкого сформировать "нового человека" утопическими.
Генеральная линия развития русского просвещения шла не через утопические затеи И.И Бецкого, а по пути создания системы общеобразовательной школы. Начало ей было положено школьной реформе] 1782-1786 гг. Большую роль в проведении этой реформы сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литера тура, единые учебные планы.
Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназией при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общи) числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имел сословный характер.
Социальная политика российского абсолютизма на протяжении всей его истории была ориентирована на дворянство. Россия XVIII в. по праву получила название дворянской империи. Екатерина II, продолжая политику Петра I, стремится обеспечить дворянству особые привилегии, опереться на него как на главную социальную силу, осуществляющую управление страной.
В 1785 г. Екатерина II даровала “Жалованную грамоту дворянству”. В ней было завершено оформление дворянского сословия, обеспечено его право на создание военной корпорации. Жалованная грамота состояла из вводного манифеста и четырех разделов (92 статьи). Дворянское звание признавалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространялось на всех членов семьи дворянина. Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы. Имущественные права дворянства устанавливали исключительные его преимущества на покупку деревень, земли, владение крепостными крестьянами. Дворянина мог судить только равный ему сословный суд.
Сословное самоуправление дворянства обеспечивалось созданием системы собраний губернских и уездных представителей дворянства. Это были выборные органы, наделенные определенными политическими правами, они избирали также заседателей в сословные суды и полицейских должностных лиц земской полиции. После реорганизации государственного аппарата в России второй половины XVIII в. число чиновников возросло с 12,5 до 16,5 тыс., причем в среднем звене управления дворян насчитывалось до 50%, в сферах высшего уровня управления — до 87%.
Обратной стороной привилегий дворянского сословия являлось усиление крепостничества. Екатерина II понимала необходимость если не отмены, то хотя бы смягчения крепостного права, но в силу логики исторического развития страны вынуждена была идти на дальнейшее его ужесточение. В 1765 г. Сенат разрешил помещикам отдавать провинившихся крестьян в каторжные работы. Причем помещик мог сам определить срок отбывания провинившегося на каторге. В 1767 г. Екатерина II подтвердила давнее положение, запрещавшее подавать челобитные непосредственно государю, означавшее фактически полный запрет жаловаться на помещиков. Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещиков, а по уголовным делам — государственному суду. Их имущественные права были ограничены необходимостью получать разрешение помещика на распоряжение и наследование движимого имущества. В 1785 г. была сделана безуспешная попытка разработать проект “Сельского положения”, касавшегося положения государственных и свободных крестьян.
Ответом крестьян на жесточайшие формы эксплуатации были многочисленные восстания. Лишь за первое десятилетие екатерининского царствования в центральных губерниях России их произошло 50. Крестьянская война 1773—1774 гг. под предводительством Еме-льяна Пугачева охватила районы Поволжья и Урала, повстанческие отряды насчитывали до 20 тыс. воинов.
Екатерина 2, будучи незаурядным политиком, понимала необходимость продолжать политику Петра I по формированию в России третьего сословия (купцов, промышленников, ремесленников) как важнейшего условия для экономического развития страны и как социальную опору абсолютизма в качестве противовеса неограниченным притязаниям дворянства. Но даже скромные попытки представителей городского населения в Уложенной комиссии сформулировать свои нужды в наказах вызывали бурю возмущения со стороны аристократии. В ответ на предложения Д. Дидро о путях развития свободного городского населения России Екатерина II заметила: “Если б я доверилась ему, мне пришлось бы все перевернуть в моей империи”. Этого она не хотела да и не могла сделать.
В 1785 г. была опубликована “Жалованная грамота городам”, состоявшая из манифеста, 16 разделов и 178 статей. Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов, независимо от профессиональных занятий и рода деятельности — мещанства. Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу. К имущественным правам относились: право собственности на принадлежащее имущество, право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли. Все население городов делилось на 6 категорий: настоящие городские обыватели, записанные в гильдии купцы, ремесленники, иностранные и иногородние купцы, именитые граждане, прочее городское население. “Жалованная грамота городам” определяла структуру местных органов власти. Это был прогрессивный, но очень робкий шаг в сторону третьего сословия, тем более что не все задуманное было претворено в жизнь.